Постижение эмоций сценического искусства

Второй этап зрительского восприятия — постижение эмоций и видения заложенного художником в произведение сценического искусства. Именно на уровне эмоций начинается процесс понимания того, что происходит на сцене, пробуждаются наши мысли, чувства, мы начинаем видеть, как в ходе спектакля раскрывается замысел режиссера, художника, композитора, актеров… Здесь вершится переход от частного к общему, от восприятия актерской игры к постижению сущности всего спектакля. Критерием истины становится не просто внешнее правдоподобие изображенной действительности, а правдивость образного выражения существеннейших сторон жизни и глубина раскрытия внутреннего мира человека. Наше в начале бессознательное переживание становится более осознанным. Мы постепенно начинаем улавливать, как воплощены жанровые особенности пьесы, ощущать сценические ритмы, т. е. внутренний строй чувств, определяющий внешний рисунок ролей…

Третий этап восприятия наступает, когда возникает необходимость проанализировать, осмыслить увиденное, пережитое в театре, приобщить впечатления от спектакля к своему эстетическому опыту, культурному багажу. Это можно сделать наедине с самим собой, вспомнить только что увиденное в театре, заглянуть в газетную или журнальную рецензию на спектакль. Еще лучше обменяться впечатлениями с друзьями, родителями. Значительно полезнее коллективное обсуждение, когда в поисках наиболее верной оценки столкнутся разные, порою противоположные точки зрения. И лучший вариант — когда в подобных обсуждениях примут участие автор пьесы, постановщик спектакля, ведущие исполнители, театральные критики. Именно таким путем можно не только максимально эстетически обогатить себя, но и наладить творческие связи с театром, что с успехом делают многие школы.

Основная трудность при просмотре спектакля заключается в том, что это коллективное творчество. В хорошей постановке все ее компоненты (литературная основа, режиссура, игра актеров, оформление и др.) слиты, сплавлены, художественно объединены. Неопытный, малоподготовленный зритель чаще всего обращает внимание лишь на исполнителей, игру которых, кстати, сравнительно легче анализировать и оценивать. А надо помимо них и через них увидеть все, понять режиссерский замысел, принципы оформления, стилевое решение спектакля. Необходимо учитывать и то, что актерская игра сиюминутна, неповторима. Если ту или иную сцену в пьесе можно перечесть, понравившуюся картину можно вновь увидеть в музее, то артисты на сцене в точности не повторят сыгранного.

Прокомментировать